Тенденции сабвуферостроения на примере 12-дюймовых динамиков Audiobahn
Сразу внесем ясность, почему
Audiobahn и почему 12-дюймовых. В порядке поступления. С последней по
счету линейкой американской компании мы впервые повстречались в Лас-Вегасе
на выставке лучших достижений человечества в области бытовой электроники
CES’2001. Из прочей "бытовой” мы, как водится, выделили автомобильную и
уже в более узких рамках начали расставлять приоритеты, рассуждая о том,
куда катится мобильное аудио. Так вот, когда процесс осмысления достиг
такого важного компонента,
как "сабвуферный динамик”, то имя
Audiobahn оказалось в списке передовиков и новаторов чуть ли не на первом
месте. И тут дело даже не в том, что калифорнийцы дважды лауреатствовали
на последней CES (хотя и в компетентности жюри, и в правильности выбора
не сомневаемся). А скорее в том, что суббасовые динамики фирмы это во
многом и есть отражение современных тенденций сабвуферостроения. Вот
поэтому сегодня мы встречаемся с ними во второй раз уже на нашей
территории.
Теперь, почему только 12-дюймовые.
Ну, во-первых, принято считать, что с этого размера начинается так
называемый "серьезный бас” (хотя и не без исключений). Во-вторых,
сабвуферная линейка Audiobahn настолько разрослась и вширь, и вглубь, что
разбор всех серий и всех типоразмеров отнял бы уйму времени и журнальной
площади. К тому же тенденции они на то и тенденции, чтобы на примере
конкретных моделей составить мнение об общем. В качестве самых конкретных
и, если хотите, знаковых экземпляров мы выбрали модели AWT12 и AW1208X из
тех же серий, что получили награды в Лас-Вегасе, но на калибр
побольше.
А. КРАСНЕР
С общим мнением в принципе можно не
тянуть, поскольку оно складывается уже при самом поверхностном изучении
конструкции и объективных параметров "аудиобанов”. Картина видится такой:
Audiobahn в числе многих взял курс на запредельные мощностные
характеристики и такие же запредельные величины звукового давления,
извлекаемые из самых глубин частотного спектра, не обращая особого
внимания на диапазон, располагающийся вне "зоны ответственности”
сабвуфера. Отсюда — доминирующая сегодня конструкция суббасовых головок,
построенная на сверхпрочных и сверхжестких диффузорах-поршнях, увеличенных
звуковых катушках, огромных магнитах и невероятно широких жестких
подвесах. Навеяно ли это повсеместным распространением цифровых технологий
в усилительной технике, увеличением подводимой от нее мощности или просто
является отражением общего стремления к некоему абсолюту, которое обычно
свойственно инженерной мысли? Или, может быть, продиктовано потребностями
рынка мобильной техники и растущим числом передвижных кинотеатров, в
которых сабвуферу отводится особая роль? Наверное, и то, и другое, и
третье.
Скорее всего, есть еще четвертое и
пятое, но зачем нам копаться в причинах? Лучше займемся конкретными
изделиями, они того стоят. Стоят не только "того”, но достаточно
внушительных сумм в долларовом эквиваленте. Мы (не специально, честное
слово) выбрали те динамики Audiobahn, которые у себя на родине выступают в
дорогой категории "за $400”. А раз так, то и требования к ним будем
предъявлять повышенные, они первые начали.
Если бы сабвуферы оценивались по одному
только параметру — интенсивности блеска корпусов, — то здесь, слов нет,
Audiobahn вперед не пропустил бы никого. У самих же меркантильных
американцев есть устойчивое выражение "выглядеть на 100 долларов”. В
данном случае оно не работает, поскольку порядок цифр явно не тот и
впечатление, производимое внешностью "аудиобанов” не отражает. Покрыты
хромом и отполированы до невозможности почти все детали корпуса. И это
тоже своего рода тенденция: неважно, в каком оформлении предстоит играть
басовому динамику, к потребителю он должен попасть во всей красе. Кстати,
элитные головки Audiobahn к владельцу попадают в довольно стильном
деревянном ящике. По сравнению со всем остальным — пустячок, но не
лишенный приятности.
AWT12 принадлежит к той же серии, что и
его меньший собрат AWT10, который отметился в списках новаторов (мы его
публиковали, можете проверить). Серия называется Linear Compression
Subwoofer и объединяет исключительно длинноходовые низкочастотные динамики
с огромным запасом по мощности и такими же огромными значениями SPL.
"Длинноходовой” — это мягко сказано. Рабочий ход диффузора у AWT12
составляет 20 миллиметров в одну сторону! При этом допустимая мощность — 2
киловатта! Откуда что берется? А вы посмотрите на подвес. Он у AWT12
занимает чуть ли не половину полезной площади диффузора. В цифровом
выражении ширина гофра 2 дюйма. Такой подвес по определению должен качать
огромные массы воздуха и сохранять линейность хода диффузора, тем более
что сделан он из вспененного полиуретана — материал, который в плане
обеспечения линейности хода считается более предпочтительным, чем мягкая
резина. Свою лепту вносит и мощная сдвоенная центрирующая шайба очень
большого диаметра.
Вся конструкция динамика — верх
солидности и надежности. Корпус отлит из алюминиевого сплава и покрыт
хромом. Причем корпус — сборный: связующими звеньями между магнитной
системой и рамой служат шесть выточенных на фрезерном станке спиц, которые
крепятся 12 болтами к ободу диффузородержателя и к нижнему магнитопроводу.
Иначе было, видимо, нельзя, никакой клей семь килограммов веса двойного
магнита не выдержит. Ну и красиво, конечно, чего уж там.
Но основной сюрприз или, по-нашему, шок
— это плоский, без пылезащитного колпачка, тяжелый диффузор AWT12,
выточенный из алюминиево-титанового сплава. То есть все — способ
изготовления, материалы и геометрия — направлено на максимально возможное
увеличение жесткости диафрагмы и соответственно снижение нелинейных
искажений при работе в условиях экстремальных нагрузок. Два киловатта
мощности иначе и не назовешь, а AWT12 их выдерживает, был бы усилитель
адекватных способностей. Сейчас это в принципе не проблема, к тому же
двойная звуковая катушка ориентирована на работу усилителя в режиме 2 или
0,5 Ом в зависимости от способа подключения динамика, то есть к большим
мощностям располагает. Сама катушка имеет в диаметре 4 дюйма, то есть раза
в два больше стандартного калибра, чего следовало ожидать, учитывая прямую
и явную угрозу перегрева. К этой проблеме калифорнийцы подходят также
основательно, оснастив динамик до мелочей продуманной системой теплоотвода
с воздушными фильтрами. Во всяком случае по конструкции видно, что
недостатка в свежем воздухе звуковая катушка испытывать не
будет. В заднем магнитопроводе предусмотрено широкое вентиляционное
отверстие, а сбоку катушка закрыта алюминиевыми сетками, тоже процессу
поступления прохлады не препятствующими.
AW1208X принадлежит к серии PRO
PRESSURE и по своей конструкции несколько отличается от AWT12. Но опять же
компоновка динамика явно указывает на его склонность к гигантским
мощностям, высоким значениям SPL и подвигам по части рабочего хода
диффузора. Корзина, как и у AWT12, — литая, что должно обеспечить высокую
стабильность динамика. Такой же толстый (кстати, так и называется — PHAT)
2-дюймовый гофр поддерживает плоский, без пылезащитного колпачка
композитный диффузор (стекловолокно/целлюлоза). Соответственно Xmax у
AW1208X аналогично большой — 20 миллиметров в одну сторону. Правда,
AW1208X проигрывает в мощности, которая у него ограничена 1500 ваттами.
Зато, как видно из таблицы, почти на 2 децибела превосходит AWT12 в
чувствительности, то есть по идее сигнал начнет искажаться на более
высокой громкости.
Высокая чувствительность — заслуга
магнитной системы AW1008X. Она даже тяжелее, чем у AWT12, и гораздо
мудренее. По сути, это 8 магнитов, каждый из которых скомпонован из 4
ферритовых шайб. Все это сооружение весит 8 килограммов и располагается по
окружности между верхним и нижним магнитопроводом, которые между собой
скреплены 4 болтами. Практика показывает, что таким образом удается
достичь более равномерного магнитного поля и более линейных колебаний
диффузора. Вдобавок между сборными магнитами освобождается свободное
пространство, что отнюдь не вредно для отвода тепла. Система охлаждения
звуковой катушки (опять двойная, увеличенного 3-дюймового диаметра,
допускается работа усилителя в режиме 2 и 0,5 Ом) снова на высоте.
Традиционно, посредине торцевой части динамика находится вентиляционное
отверстие. По бокам катушка тоже открыта всем ветрам, а вместо
металлических сеток AWT12 располагаются 18 ребер охлаждения — у иного
радиатора усилителя бывает и поменьше.
Теперь можно посмотреть и на параметры
Тиля — Смолла. Как видно из таблицы, оба динамика очень жесткие,
эквивалентный объем (Vas) у AWT12 и AW1208X равен соответственно 18 и 27
литрам. При этом благодаря тому, что подвижная система "аудиобанов” весьма
и весьма тяжелая, резонансная частота (Fs) остается достаточно низкой —
29,7 и 27,2 Гц. А значит, для нормальных условий работы им требуются
весьма компактные, где-то до 20 литров закрытые ящики. Кроме того, низкие
значения полной добротности (Qts) обеих головок однозначно указывают на их
склонность к работе в фазоинверторе. В обоих случаях ошеломительные
значения SPL гарантированы. В духе современных тенденций.

Источник - 12 Вольт |